Пятидесятники в России

Краткая история возникновения и развития движения христиан веры евангельской (ХВЕ, ХЕВ) пятидесятников в России и Российского объединенного союза ХВЕ пятидесятников

Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX века. Хотя на основании данных «Всемирной христианской истории» описаны случаи существования в середине XIX века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками учения пятидесятников1. В основном это были ссыльные «сектанты» из Центральной России. Это было результатом жесткой государственной политики непрерывного преследования всех «неправославных». Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым2. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой Войны первые миссионеры-пятидесятники А.М.Иванов и Н.И.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (1913г.), положив начало движению пятидесятницы на Севере России3. Практически одновременно началось движение пятидесятников на Западе России миссионерами П.А.Ильчуком и Т.С.Нагорным . В результате миссионерской деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях. Однако, более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е.Воронаевым, принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в Одессу. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву5’6. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан. В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал «Евангелист», издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости «покорно нести крест терпения, воздержания и унижения». В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.

В 1945 году часть общий ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов И.П.Панько, Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». За период 1945—1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников. Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место были поставлены малообразованные, а порой и откровенно ущербные люди. После появления «инструктивного письма» старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации «религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.». Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к «сектантам-пятидесятникам», объявив это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ .

Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание люден вбивалось нетерпимое отношение к «сектантам-изуверам». Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках («Тучи над Борском», «Чудотворец из Бирюлево», «Это тревожит всех», «Апостолы без масок»). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И.Бидаш. И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).

Только после 1968 года органами государственной власти «избирательно» стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственно религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Так образом в стране, не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположенных лагеря, т. е. регистрированных и нерегистрированных пятидесятников. Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14.03.96г. за № 378, которым был «осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но все-таки, не смотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89—95 годов эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).

Даже не смотря на отмену известной запретительной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и нерегистрированного Союза. Однако, официальному представителю нерегистрированных пятидесятников России И.П.Федотову было официально отказано в разрешении на выезд.

Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении «нерегистрированных» до начала 90-х годов. И только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» «нерегистрированных» общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализировать свою деятельность. Первые четырнадцать нерегистрированных общин пятидесятников г.Москвы (под руководством епископов С.Г.Костюк, Е.П.Гула, С.В.Ряховский и др.) в 1991 году создали Межрегиональную христианскую ассоциацию «Ковчег», зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия».

В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия», после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников).

Cписок использованной литературы: 
1. Всемирная история христианства (Библиотека Конгресса США, Краткая история ХЕВ пятидесятников, А.Е.Шевченко, 1982 г., стр.80).
2. С.Б.Филатов «Религия и права человека». Москва, Изд. Наука 1996г., стр. 134—135.
3. Н.А. Трофимчук «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России», справочник, Изд. РАЕС 1996г., стр. 170.
4. «История евангельских христиан-баптистов в СССР», Изд. ВСЕХБ. 1989г., стр.397.
5. Н.А. Трофимчук «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России», справочник, Изд. РАГС 1996г., стр. 171.
6. «История евангельских христиан-баптистов в СССР, Изд. ВСЕХБ. 1989г., стр.402—408.
7. Священник Игорь Ефимов «Современное харизматическое движение сектантства», Изд. НПО Профиздат. Москва 1995г., стр.40—46.
8. Священник Игорь Ефимов «Современное харизматическое движение сектантства», Изд. НПО Профиздат. Москва 1995г., стр.263—273.